Наверняка, каждый увлеченный подводным плаванием человек хотел бы во время нахождения на большой глубине не только получить удовольствие от тишины и красоты подводного мира, но и прикоснуться к загадочным предметам, которые иногда можно встретить на дне моря. Эти частички истории спрятаны от глаз человека, и далеко не всем удается хоть раз в жизни их увидеть.
Большой интерес представляют затонувшие корабли. Об одном из них я и хочу рассказать. Много лет назад мне посчастливилось узнать, что недалеко от мыса Тарханкут, что на западе Крыма, на дне покоится судно с красивым названием «Цесаревич Алексей». Я слышал легенду о гибели корабля в 1914 году. Но поверить в легенду — это практически отказаться от мечты увидеть корабль воочию.
Я несколько лет искал человека, который мог бы показать мне место захоронения этого судна хотя бы приблизительно. Найти такого мне не удалось, но меня утешали рассказы рыбаков и отметка о наличии этого судна Военной лоции Черного моря. Через некоторое время судьба свела меня с одним опытным водолазом, в свободное время занимающимся дайвингом. Именно он предложил мне присоединиться к его поисковой экспедиции, организатором которой является он сам. Сергей Иванович достаточно давно и профессионально занимается поисковыми подводными работами, и я решил полностью довериться ему.
Раньше я уже участвовал в таких экспедициях, и впечатления остались самые хорошие. Поэтому я с радостью принял предложение моего нового знакомого, и мы начали готовиться. Подготовка к этой захватывающей экспедиции велась на весьма профессиональном уровне. Руководителем группы был составлен четкий план экспедиции, список оборудования и снаряжения, необходимого для обеспечения безопасности. Группа людей также набиралась с учетом высоких требований к опыту и профессионализму. В итоге в команде было два профессиональных водолаза и два любителя, одним из которым и был я.
После всех приготовлений мы, наконец, отправились на мыс Тарханкут. Дорога туда заняла всего одну ночь, мы даже не заметили, как она пролетела. И вот, наконец, мы находимся на легендарном месте, на побережье Черного моря. Весь первый день мы занимались разбивкой лагеря на берегу моря, обустраивали место, строили планы на завтрашний день, собирали информацию у местных рыбаков. Чтобы наше снаряжение не испортилось на солнцепеке, руководитель группы установил десантный парашют, который предусмотрительно захватил с собой.
Утром я проснулся первым и поднялся, чтобы осмотреть лагерь. Несмотря на ранний час, солнце уже было очень жарким, в палатке было душно, как в сауне. У кромки воды я встретил Сергей Ивановича, который, который, как выяснилось, поднялся раньше всех и уже успел поохотиться и даже найти на дне моря водолазный трал. Водолазу все пригодится, поэтому мы с ребятами после завтрака сразу поспешили поднять его на поверхность. А потом мы вышли в море. Так как в одиночку очень сложно управлять лодкой на большой скорости и одновременно следить за приборами и навигатором, мы разбились на пары. Я оказался в паре с руководителем нашей экспедиции Сергеем Ивановичем.
Как известно, море иногда преподносит неожиданные сюрпризы. Вот и во время нашей морской прогулки не на шутку разгулялся шторм, и нам пришлось сбросить скорость. Во второй половине дня погода ничуть не наладилась. И мы решили не терять времени, а заглянуть в рыбхоз, который попался нам по пути. Местные рыбаки встретили нас дружелюбно, но разговаривали весьма недоверчиво, никак не желая верить в то, что мы всерьез собираемся найти затонувший корабль и снять о нем фильм. Старший рыбак рассказал нам, что примерно в 2-3 милях от берега их сети всегда зацепляются за что-то на дне. Таких координат, конечно же, недостаточно, чтобы найти корабль. Но у нас были сведения, что он предположительно лежит на глубине 52-54 метра, а это уже кое-что.
Вернувшись в наш лагерь, мы наметили зоны поисков на следующие дни и отметили и на карте. Несколько следующих дней мы провели в поисках. И вот на экране эхолота я заметил резкий скачок вверх. Явно прослеживалась возвышенность на дне. Ее высота был несколько метров. Мы тут же развернули лодку, чтобы еще раз проплыть над этим местом, и зафиксировали несколько раз подряд эту точку. Сомнений не было — корабль находится имен в этом месте! Но день подходил к концу, и нам пришлось вернуться на берег.
Утром мы приняли решение — одному из нас необходимо погрузиться в толщу воды. Определили, что эту миссию возьмет на себя самый опытный, и к тому же самый невозмутимый водолаз Игорь. И вот снаряжение подготовлено и проверено, мы находимся на нужной точке. Водолаз готов к погружению. Он ныряет под воду, подает нам сигнал, что все в порядке и почти сразу всплывает на поверхность. Игорь сообщает нам, что вода очень холодная, но он нашел корабль и привязал к нему веревку. Удовлетворенные, мы возвращаемся на базу.
Едва ступив на берег, начинаем планировать дальнейшее погружение. Мы рассчитывали все до мелочей: запас воздуха, декомпрессионный режим, время погружения для каждого из нас. После составления четкого плана действий, мы загрузили на лодку все необходимое снаряжение и видеоаппаратуру и снова отправились в море. Волны становились все больше, и мы переживали, что они могут сорвать наш буй. Я должен был выполнить самое главное задание — осуществить подводную видеосъемку корабля.
И вот мы на месте. Погружается первая пара водолазов. Пузыри становятся все реже — это говорит о том, что они находятся уже на большой глубине. Получив от друзей сигнал «ОК», я со своим напарником начал спускаться под воду. МЫ погружались очень быстро, стараясь при этом контролировать дыхание. Нам не терпелось увидеть все своими глазами, этот легендарный корабль, о котором мы так много слышали! Вдруг на глубине около 50 метров я увидел огромный борт затонувшего корабля. Вот он, «Цесаревич Алексей»! Огромное судно, напоминающее Титаник.
Я остановился. Чтобы внимательно рассмотреть это чудо. Передо мной лежал очень старый корабль, весь окутанный рыбацкими сетями, как паутиной. Его корпус был сделан из отдельных листов металла. Палуба из цельных досок, некоторые из них отлично сохранились. Огромный борт с практическими целыми иллюминаторами весь покрыт заклепками. Посветив себе видеокамерой, я проникаю внутрь корабля. Внутри я вижу большие шкафы, столы, двери — все деревянное. В трюм попасть невозможно — вход прегражден раковинами мертвых мидий и какими-то досками. Я проплываю дальше, заглядывая в помещения. И тут я нахожу небольшой пролом в машинное отделение.
Дальше на моем пути трюм. Я погружаюсь в него вертикально. Оглядевшись, я с восторгом обнаруживаю колесо штурвала с отломанной правой частью. Рядом находится кабельный телеграф. Так хочется взяться руками за штурвал и постоять так хотя бы немного! Но мой подводный компьютер показывает температуру всего +4 градуса. Я пытался прикоснуться к штурвалу, но руки онемели от холода. Нужно подниматься на поверхность. Вернувшись к буйрепу, встречаю своего напарника. Сделав знак, что погружение окончено, мы медленно начинаем всплывать.
На лодке мы принялись делиться друг с другом впечатлениями от увиденного. Это погружение было невероятно интересным, и еще больше пробудило в нас желание раскрыть тайну затонувшего «Цесаревича Алексея», покоящегося сейчас на дне Черного моря. Жаль только, что время нашей экспедиции пролетело так незаметно. Как бы хотелось снова спуститься на дно моря и полюбоваться огромным старинным кораблем!