7 мая 1915 года гигантский лайнер «Лузитания», совершавший обычный рейс по маршруту Нью-Йорк — Ливерпуль, неподалеку от южного побережья Ирландии неожиданно подвергся нападению немецкой субмарины U-20. Через 18 минут после взрыва судно затонуло. Погибло почти 1200 человек. Британское правительство сделало официальное заявление, в котором говорилось, что на борту пассажирского корабля отсутствовали боеприпасы, военные моряки и вооружение. Гибель лайнера является одним из самых печальных событий первой мировой войны.
Английский журналист Симпсон убежден, что в трагической истории «Лузитании» полно неточностей и сфабрикованных данных. Он считает, что это дело нуждается в пересмотре. 1 мая 1915 года строго по расписанию лайнер последний раз отчалил в море из Нью-Йорка. Ранним утром команда судна встречала у трапа пассажиров. На причале толпились журналисты. Они размахивали свежим утренним выпуском, в котором было зловещая рекомендация не плавать на английских пассажирских кораблях из-за опасности нападения немецких субмарин.
Объявление было опубликовано немецким посольством. На причале заволновались. Но представитель судоходной компании заявил, что «Лузитания» является самым быстроходным лайнером в Атлантике и ни один германский корабль и ни одна подлодка не в силах его догнать. После обеда судно вышло в море. Английская разведка получала данные о местонахождении немецких подводных лодках по подаваемым им радиосигналам, а затем передавала их на мирные суда. Но капитану «Лузитании» не поступало предостережений о германских субмаринах ни в порту Нью-Йорка, ни у берегов Ирландии.
И лишь вечером 6 мая капитан Тернер получил сообщение о том, что у южного побережья Ирландии находится немецкая подлодка. Но сообщение поступило не от командования, а от командира противолодочного флота Коука. Тот примерно прикинул район действия субмарины после известий о гибели пары маленьких пароходов. Коук видел, что лайнер приближается к подлодке. Капитан принял радиограмму на подходе к проливу Святого Георга. Этот пролив и в мирное время считался испытанием даже для бывалых моряков, а во время войны стал в два раза опаснее: на подступах к проливу германские подлодки караулили добычу.
Но без приказа сверху капитан Тернер не мог изменить курс судна. Максимум, что было в его власти — это приготовить все спасательные средства, задраить иллюминаторы, погасить огни. Капитан Тернер спустился в салон, где играла музыка и горел яркий свет и осторожно предупредил пассажиров, что есть вероятность встречи с немецкими субмаринами. Он надеялся на защиту английских крейсеров Королевского флота, которые обычно встречали атлантические лайнеры у мыса Фастнет-Рок.
7 мая на рассвете стоял сильный туман. Капитан уменьшил скорость и отдал приказ подавать сигналы сиреной, чтобы предупредить о своем приближении военные корабли. Но поблизости не оказалось ни одного боевого судна Королевского флота. «Лузитания», как один из самых быстроходных и больших судов, немало значило для Англии. Американцы получали неоднократные донесения, что на английские лайнеры будут нападать немецкие подлодки. Но английское Адмиралтейство и Черчилль почему-то не только не приняли никаких мер, но и отнеслись до странности крайне беспечно к полученным сведениям.
Капитан Тернер не получал нужной информации, боевые суда не появились в море…В первых же немецких сообщениях о гибели «Лузитании» акцентировалось, что затопленный лайнер вез боеприпасы и пушки и был дополнительным крейсером Королевского флота. Британское Адмиралтейство посчитало клеветой заявления о тяжелой артиллерии на «Лузитании», но ушло от ответа на вопрос о нахождении на борту опасных военных грузов. И только спустя несколько недель британцы стали уверенно заявлять о мирном характере груза лайнера.
Симпсон проверил список всех грузов, перевозимых кораблем. Огромное любопытство вызвали 3800 непонятных ящиков, обшитых холстом. По документам они значились как ящики с сыром. Предположительно, их отправитель являлся подставным лицом, через которого осуществлялся вывоз из Америки военных грузов. Глядя на погружающуюся «Лузитанию», командир подлодки заметил сильный дым и большие разрушения надстроек и палубы. Немцы посчитали, что взрыв торпеды привел к детонации угольной пыли или взрыву большого числа боеприпасов, хранившихся в трюме около угольных бункеров.
Официальная же британская версия настаивала, что лайнер затонул в результате взрыва двух германских торпед. В Англии для расследования причин катастрофы была создана традиционная «Королевская следственная комиссия». Она пришла к выводу, что на борту лайнера боеприпасы отсутствовали. Всю ответственность за гибель лайнера возложили на германское командование, позволившее капитанам субмарин атаковать без предупреждения мирные корабли. Правда, добросовестность комиссии находится под большим вопросом. Впоследствии ее председатель, лорд Мерси, признался, что история «Лузитании» являлась очень грязной.
Главную же ошибку следственной комиссии на самом деле могло знать в те годы лишь небольшое количество экспертов по морским вооружениям. Дело в том, что даже двум торпедам невозможно было отправить ко дну гигантский лайнер за несколько минут! Торпеды, находившиеся на вооружении у германских субмарин, были довольно несовершенны. Как же могла такая торпеда пробить в корпусе судна такое отверстие, через которое, по свидетельствам очевидцев, мог проехать даже паровоз?
В 1918 году огромный британский пароход «Джустишиа» подвергся нападению подводных лодок. И хотя первый же торпедный удар вызвал значительные разрушения, пароход продержался на плаву почти сутки. За это время германские подводники еще пять раз выпускали торпеды и они были такого же типа, как и потопившие «Лузитанию». В памяти современников 7 мая 1915 года осталось как преступление, совершенное немецкими милитаристами. Но на самом деле все было совсем по-другому…
У англичан в политическом словаре есть такое понятие, как большая стратегия. Под этим понимают координацию возможных политических и военных планов. Какая же роль предназначалась гигантским пассажирским лайнерам, построенным для постоянного сообщения с Америкой? Проект лайнера был создан в 1902 году, когда банкир Морган предложил британским судовладельцам построить гигантские корабли, воплотившие бы в жизнь последние разработки науки и техники. Были созданы известные корабли компании «Кунард» — «Мавритания» и «Лузитания». Они были оснащены паровыми турбинами, позволившими развивать неслыханную для того времени скорость. По водоизмещению и скорости новые лайнеры опережали лучшие боевые суда тех лет, линкоры.
С 1907 года «Лузитания» постоянно курсировала между Нью-Йорком и Ливерпулем. Пассажиры быстро оценили удобство и скорость новых лайнеров. В самом начале войны, в 1914 году, на «Лузитании» были установлены подъемники для снарядов и платформы для орудий. Но затем «Лузитания» вернулась в Ливерпуль, оставшись под флагом торгового судна. При подготовке к войне Адмиралтейство посчитало, что главная опасность для английских кораблей идет от немецкого надводного флота, но Германия пользовалась для нападения на английский флот субмаринами.
Британские потери стремительно увеличивались. Их промышленность не успевала производить боеприпасы, поэтому правительство решило покупать военные материалы в Америке. Но на все грузовые пароходы нападали подводные лодки. И тогда Адмиралтейству пришла на ум мысль использовать «самые быстрые и большие лайнеры». Представитель Адмиралтейства пригласил на встречу президента компании «Кунард». Было заявлено, что «Лузитании» поручено правительством особое задание, заключавшееся в транспортировке необходимых Британии грузов. Место для грузов увеличили и передали в полное распоряжение Адмиралтейства. Лайнеры как ни в чем не бывало перевозят пассажиров и скрывают наличие на борту «специальных грузов».
Все свидетели гибели лайнера говорили о двух взрывах, причем второй взрыв был намного сильнее первого: спустя несколько минут после повторного взрыва нос «Лузитании» погрузился в воду, а корма задралась на высоту многоэтажного дома. Торпеда германской субмарины пробила нос лайнера, где и располагался «специальный груз» — те самые ящики, обитые холстом. В одном из писем австрийского посольства упомянутые данные, позволяющие предположить, когда и как разведка Австрии узнала о транспортировке боеприпасов на лайнерах (возможно, по поручению немецкого правительства). Как расценивать действия англичан? Можно ли считать их ошибочными?
Когда немцы начали подводную войну в феврале 1915 года, британцы стали искать средство для борьбы с немецкими подлодками. Англия несла огромные потери, теряя каждые два дня по одному торговому кораблю. Технические средства борьбы, используемые флотом, были совершенно недостаточны. Весной 1915 года в Лондон приезжает представитель американского президента полковник Хауз. Он встретился с Греем, министром иностранных дел. Министр откровенно интересовался, что сделает Америка, если немецкая субмарина затопит океанский лайнер с американцами на борту? Хауз сказал, что Америка будет охвачена негодованием. Грей спросил, что за этим последует? И полковник признал, что этого хватит, чтобы вовлечь США в войну.
И действительно: смерть 115 граждан Америки при нападении германской субмарины на лайнер вызвала сильные протесты США. Американское правительство послало Германии официальную ноту. Немецкое правительство было вынуждено запретить своим субмаринам атаковать большие пассажирские суда. Правда, этот перерыв продлился всего несколько месяцев, но за этот период странам Антанты удалось сохранить примерно пятьсот пароходов. Британская большая стратегия воспользовалась сходством планов и интересов США и Англии. В 1915 году президент Вильсон нуждался в поводе для начала военных действий.
Администрация президента Вильсона была прекрасно осведомлена о закулисной стороне гибели лайнера. Все документы поместили в архив с предостерегающей пометкой «Только для президента США». Весной 1982 года шотландский корабль «Мэрвиг», проводящий сложные работы под водой с применением эксклюзивной техники, подошел к месту расположения останков лайнера. С борта судна был опущен подводный манипулятор — маленькая дистанционно управляемая подлодка. Изучение места гибели корабля проводили как рекламную акцию для демонстрации способностей новой техники.
Итоги исследования превзошли все ожидания: телекамеры показали, что трюм затонувшего лайнера был освобожден от обломков, отсутствует крышка грузового люка. Когда телекамера проникла в трюм, специалисты были поражены: на экране они увидели внутреннюю обшивку судна с глубокими длинными бороздами, оставляемые ковшом, поднимающим со дна затонувшие объекты и грузы. Один из репортеров, присутствующий при поисковых работах, сравнил трюм лайнера с подметенной гостиной.
На подводной фотографии видно, что в районе левого борта лайнера, в носовой обшивке зияет огромная пробоина. Эксперты по взрывчатым веществам пришли к выводу, что внутри трюма произошел сильнейший взрыв. Английской прессой сообщалось, что после детального изучения лайнера специалисты пришли к заключению, что все доказательства, могущие установить характер груза «Лузитании», исчезли после гибели лайнера.
По данным английских репортеров, ирландская служба береговой охраны доносила, что у места гибели судна в 1946 году длительно находился вспомогательный корабль британского военного флота, а позднее у места катастрофы было замечено судно, проводящее подводные работы. Официальные представители Англии продолжают настаивать, что во время последнего рейса лайнера на борту «Лузитании» не находилось взрывчатых веществ.