В современной подводной фотографии есть несколько профессионалов, чьи работы поражают воображение своей необычностью, мощью, оригинальностью идей и качеством. Профессиональные фотографы, в том числе занимающиеся подводной съемкой редко раскрывают все свои секреты. Тодд Эссик, фотограф из Флориды, который бывал в России и даже давал интервью российским журналистам, охотно рассказывал им о своем опыте фотографа, но, наверное, всех тайн также не раскрывал. Тодд не только прекрасный фотограф, он замечательный человек, очень интересный собеседник, со своим оригинальным взглядом на мир, влюбленный в подводное плаванье и свое дело.
Фотограф начал заниматься дайвингом лет с двадцати под впечатлением от программ Жака Кусто. Телевизионные передачи великого путешественника вдохновляли тогда многих его ровесников. Флоридский климат, прозрачная океанская вода, разнообразный подводный мир этому также способствовали. Правда сам Тодд не считает подводный мир Флориды чем-то необычным, он говорит, что рыбы там такие же, как и во всей Атлантике. Но, тем не менее, фотограф называет Флориду лучшим местом для ныряния.
Подводной охотой Эссик увлекся всерьез гораздо позже, довольно долго он работал фотокорреспондентом в Майами, затем заинтересовался подводной фотографией. Однако фотографировать он научился еще в детстве, как и нырять. Толчком к занятию подводной фотографии по воспоминаниям самого Эссика послужил один случай. В то время Эссик работал фоткором, Он снимал весьма разнообразные репортажи. Олимпийские игры и вообще спорт (футбол, гребля, теннис, бейсбол и так далее). Животных, преступников, беженцев и многое другое. В общем, был одним из многих, очень хороших и профессиональных фотографов. Тодду нравилось это занятие, но хотелось иногда разнообразия и передышки.
Попутно он занимался дайвингом, ныряя, чтобы отвлечься и переменить обстановку, наслаждался красотой подводного мира. Как рассказывал сам фотограф журналистам, в одну из таких поездок он попал на тур в Key-West, где плавал с дикими дельфинами. Необычные ощущения увлекли его, он стал часто расслабляться и отдыхать от работы таким образом. Суть и изюминка тура состояли в следующем. Чтобы дайверы могли плавать с дельфинами, предварительно один из них разыскивал стаю, подавал сигнал лодке, она приплывала, и всех желающих выкидывали за борт к дельфинам.
Однажды Эссик разыскивал дельфинов, но они уплывали от него, Тодд никак не мог их догнать, дельфины подплывали, сначала один, потом двое, затем уплывали, и, казалось, смеялись над ним. В конце концов, один дельфин сам помог ему добраться до стаи, где дайвер пробыл около получаса, плавал с дельфинами и почувствовал полную гармонию, растворился в их мире. Тогда-то он и почувствовал себя частью мира дикой природы, дельфиньей стаи, а когда вернулся домой, то загорелся идеей сделать съемку.
Эссик разработал целый проект, требующий много специальной техники и людских ресурсов. По его задумки с дельфинами должна была плавать женщина. Очень долго он не мог его реализовать, проект пылился, не находя средств, Тодд перепробовал несколько занятий, ушел с работы, попытался наладить бизнес в Интернете. Толчком к реализации проекта послужили снимки другого подводного фотографа, сделанного на Гавайях. Так дельфины привели Эссика в мир подводной съемки.
Так как Тодд уже был профессиональным фотографом, ему было легче, чем многим сразу начать получать деньги за свои кадры. У него были связи, навыки фотографирования. Однако не все получилось так просто, но смелость, вера в себя и труд, а также креативный, творческий подход позволили Эссику стать настоящей легендой подводной фотографии. Одним из самых знаменитых проектов Эссика стали съемки с акулами. Друг фотографа предложил снимать на Багамах, где обитают довольно безвредные акулы, легко можно найти добровольцев для съемок. У Эссика есть и собственные модели, с которыми он работает уже много лет, и которые полностью доверяют фотографу. Они с радостью согласились участвовать в таких съемках.
На Багамах многие плавают с карибскими акулами, если соблюдать все правила предосторожности, то это довольно безопасно. Хотя, фотограф вспоминает эпизод, когда акула укусила одну из моделей, произошло это из-за нарушения норм безопасности. К счастью, ничего серьезного не случилось. Сами акулы не нападают на людей, но если вмешаться в их ритм жизни, нарушать распорядок, можно спровоцировать хищника на защиту и агрессию. Тодд не смог вспомнить ни одного случая, когда карибские акулы напали просто так, на человека, который плавал с ними.
Снимали проект на глубине примерно пятнадцати метров в течение трех дней на разных местах. Группа выбрала три координаты, в которых снимали попеременно, просматривали получившиеся кадры и снова возвращались к съемкам. Опыт работы фотокорреспондентом научил Тодда не тратить километры пленки, а выбирать главные, нужные кадры. Фотограф говорит, что прежде чем решиться нажать на спуск, он выстраивает композицию, продумывает кадр и только, когда все складывается в уме, очень быстро делает снимок. Таким образом, используя основную и резервную камеры, на эпизод он тратит только полпленки и заканчивает съемку примерно за десять минут.
Фотограф требует от своих моделей полной отдачи и профессионализма, но он очень трепетно к ним относится. У каждой есть свой дайвер для страховки, так как баллонов и регуляторов у моделей не имеется. Когда им необходимо подышать, они знаком дают понять дайверу, и тот подплывает. Страховщики очень важные члены в команде фотографа, которые полностью отвечает за безопасность моделей. Это люди, на которых можно положиться. У Эссика в штате трое дайверов, один координатор для работы с животными, модели, персонал ответственный за оборудование, ассистент фотографа. На месте он иногда нанимает еще ассистентов.
Зарабатывает он большими фотографиями, постерами. Также для популяризации сотрудничает с разными журналами, хотя это и не приносит особых доходов. Снимает фотограф с помощью нескольких камер, в том числе акул на Багамах фотографировал с помощью Nikon D2X. Иногда он использует и пленочные камеры. Тодду трудно назвать любимое место для съемки, так как уникальные, прекрасные кадры можно сделать везде, фотоохота — это приключение, новые места — открытия, хочется возвращаться в полюбившиеся места и открывать новые горизонты.
Основной принцип работы Эссика — это подводные съемки с моделями, фотограф любит это направление и постоянно усовершенствует и развивает его. Он не хотел бы перейти на какой-либо другой вид подводной съемки, фотографии с участием моделей именно то, в чем Тодд может выразить себя. Фотографу, который является профессионалом и в обычной, и в подводной съемке, есть с чем сравнивать. Тодд считает, что принципиальной разницы между ними нет, но от подводного фотографа требуется более тщательная техническая подготовленность.
Он должен быть не только профессионалом в фотографии, но и прекрасным дайвером. Ведь занимаясь съемками под водой, сосредотачиваешься на процессе, а дыхание, плавучесть и все остальные дайверские навыки уже должны быть на автомате, не отвлекать от объекта и процесса. Фотограф вспоминает и опасные моменты своей профессии, которых, впрочем, было немного. Акула перегрызла веревку, укусила модель за ногу, а другую модель ужалила медуза и у нее началась лихорадка на следующий день. К счастью, во всех этих случаях все закончилось благополучно.
У фотографа нет каких-то более любимых фотографий. Каждую работу он считает уникальной, в первую очередь он фотографирует для своего удовольствия и только потом для зрителей и покупателей. К каждому снимку у Тодда трепетное отношение, независимо от того, для чего он предназначен, во все фотографии он вкладывает душу. Делая один снимок или серию, фотограф закладывает в кадры какую-то идею, которую воплощает на фото. Поэтому работа приносит ему радость и удовлетворение, возможно в этом и секрет успеха его фотографий.
Вспоминая свои достижения, Эссик признавался, что ему нравится популярность, обложки журналов с его фотографиями, но самой большой наградой служат взгляды, которые люди порой бросают на его работы. В беседе с журналистами он вспоминал, к примеру, о том, какую радость и душевный подъем ему подарили эмоции на лице пожилого мужчины в инвалидной коляске, смех девочки, которая подписывала постер с дельфинами, обсуждения своих работ глухонемого парня с друзьями, которое происходило с помощью языка жестов. Эти истинные эмоции, показывающие, что людям не просто понравилось фото, а что они смогли почувствовать то, что хотел выразить фотограф, самая дорогая плата за работу для Тодда.
Фотограф считает себя очень счастливым человеком, прежде всего, потому что занимается делом, приносящим радость. Любимая работа, возможность путешествовать, общаться с животными и прекрасными девушками наполняют его жизнь смыслом. В мечтах Тодда организовать выставки в различных местах, побывать в еще неизведанных экзотических краях. Он не согласен променять свою работу подводного фотографа ни на какую другую, так как нашел себя, слив воедино оба свои увлечения и любовь к живой природе. Фотограф рассказывает, что, рассматривая работы своих коллег, он в первую очередь зритель, который оценивает – хорошо ли фото, запало ли оно в душу. В тот момент ему не важна личность фотографа, его место жительства и так далее. Точно такого же отношения фотограф хочет и к своим снимкам.