• Главная
  • Карта сайта
  • Обратная связь

Grimag

  • Снаряжение
  • Фридайвинг
  • Подводный мир
  • Медицина
  • Подводная охота
  • Форум

Памяти Эдуарда Розовского

В конце июля 2011 года в Питере погиб знаменитый кинооператор Эдуард Розовский, принимавший участие в съемках 78 фильмов. Среди его работ такие шедевры кинематографии, как историко-революционная трагикомедия «Начальник Чукотки», приключенческий фильм «Белое солнце пустыни» и, конечно, мелодрама-приключение «Человек-Амфибия». Это был удивительно интересный человек, и не только высочайший мастер операторского искусства, но так же яркая выдающаяся личность. Розовского считали гениальным экспериментатором советской кинематографии. В то время, когда нарисовать киноэффекты было невообразимо, как сегодня, он бесконечно выдумывал новые, ведущие технологии съемок.

Памяти Эдуарда Розовского

Большинство из них так никому и не удалось воспроизвести. Фильм «Белое солнце пустыни» снимали вначале в Дагестане, потом уже в Туркмении. В адскую жару необходимо было работать круглыми сутками. Любые, даже незначительные задержки беспощадно штрафовались. Когда закончились съемки, картину долго не утверждали. В конечном итоге выпустили на экраны страны маленьким тиражом, без рекламы. Но, вопреки всему, за один только 1970 год фильм «Белое солнце пустыни» увидели 35 миллионов человек. А для российских космонавтов он до сих пор настоящий талисман.

«Человек-амфибия» — первый в нашей стране фильм, где подводные съемки проводились в открытой воде. За время создания картины, Розовский провел под водой 465 часов. Во время съемок у него даже развилась декомпрессионная болезнь. Фильм «Человек-амфибия» был награжден призами многих международных фестивалей, в частности, призом «Серебряный парус»в Триесте, в 1962году, где проводился фестиваль фантастических фильмов. В текущем году в Северной столице на Шестом Международном фестивале «Аквафильм» эта картина, отмечающая юбилей — 50 лет, получила несколько наград, включая медаль «За вклад в подводную деятельность России».

Фильм «Человек-амфибия» воодушевил огромную армию приверженцев Ихтиандра на подводные плавания и стал практически учебным пособием для большого количества дайверов, водолазов и аквалангистов. Только за один первый год проката фильм «Человек-амфибия» увидели около 60 млн. советских людей. Однако волшебство картины «Человек-амфибия» помимо неповторимых кадров под водой и фееричного плавания главных героев кинофильма, еще и в огромной силе светлой, настоящей, и святой Любви, объединяющей людей и делающей наш мир красивее.

Розовский очень любил саму жизнь, людей. И они боготворили его. Собственно, поэтому его кинофильмы, давно ставшие золотым фондом кинематографа России, с огромным удовольствием смотрят миллионы зрителей. Знаменитый кинооператор дважды получал Государственную премию России за кинокартину «Белое солнце пустыни» и кинофильм «Старые стены». Народного артиста России, профессора Эдуарда Александровича Розовского очень любили студенты, среди коллег он имел огромный авторитет, поэтому его именем отныне будет названа кафедра операторского мастерства.

Памяти Эдуарда Розовского

«Аквафильм» — международный фестиваль, где Розовский был постоянным Председателем жюри и оценивал короткометражные видеофильмы о подводном мире, учредил премию памяти великого кинооператора и специальную номинацию «Человек-амфибия» за фильмы о дайвинге. Похоронен Эдуард Александрович Розовский 30 июля в Комарово. Проводить в последний путь Великого Мастера пришло огромное количество его коллег и учеников. Светлая память светлому человеку.

Авантюра чистой воды

В 2002 году в журнал «Подводное обозрение» опубликовал заметки Эдуарда Александровича Розовского о работе над картиной «Человек-амфибия». Знаменитый кинооператор рассказал, что задумка сделать первую полнометражную художественную картину с подводными съемками в советском кинематографе пришла к нему на Кавказе. Посмотрев фильмы знаменитого Жак-Ива Кусто — французского исследователя Мирового океана, режиссёра и фотографа «В мире безмолвия», а так же «Голубой континент», Розовскому тоже безумно захотелось попасть в неизвестный и интересный мир.

Сама же идея фильма такого направления родилась в горах Северной Осетии, когда Розовский и режиссер Владимир Чеботарев любовались горами в ауле Кани. Что такое подводные съемки, не имел представления никто, но слишком велико было желание сделать такой фильм, оно затмевало все мыслимые человеческие возможности и потребности. Вся съемочная группа, состоящая из 25 человек, полгода обучалась в специальной школе и получила профессиональные корочки водолазов, разрешающих погружаться до 40 метров.

На «Ленфильме» мысль о создании фильма под водой сочли авантюрной и сначала не поддержали. У группы не было ничего: ни ласт, ни костюмов, ни масок, ни осветительной аппаратуры, это все только зарождалось в стране. Целый год энтузиасты проверяли на прочность себя, создали пробный ролик, после просмотра которого руководство студии назначило минимальную смету и разрешило съемки.

Место съемки изменить нельзя

Первоначально предполагалось вести съемки в Красном море, из-за отличной прозрачности воды, но изменившиеся обстоятельства вынудили снимать на Черном море, в живописной Феодосии. На нескольких вельботах группа двинулась вдоль побережья в поисках живописных мест под водой, с необычными подводными пейзажами, пещерами, гротами, всего самого интересного, что можно использовать в фильме.

Стояла главная задача — найти прозрачную воду. В течение двух лет шел подготовительный период. Вручную делалось все: костюмы, склеенные из плоской резины, трусики, рубашки. Костюм главного героя был изготовлен из кинопленки, из вручную вырубленных покрашенных перламутровой краской чешуек.

Осветительная аппаратура и приспособления для нее так же производили сами.

Из-за подводной «невесомости», привлекавшей вначале, невозможно было снять хоть один статический кадр. Параллельно решались вопросы об изменении цвета под водой, как действует давление, работа под водой — это все необходимо было решить.

Памяти Эдуарда Розовского

Так как в то время кинематограф был очень популярен, те организации, куда обращалась группа, абсолютно бескорыстно шли им навстречу и помогали в любых вопросах. Балтийский завод выделил дизель-компрессор, списанный с немецкой подводной лодки. Это мощная, 4-ступенчатая система, которая за считанные минуты качала акваланг. Для создания всей системы очистки использовали списанный автомобиль, на который был приспособлен 500-литровый бак с водой, для автономной накачки аквалангов.

Спортивные и обаятельные

Чтобы найти актеров на роли Ихтиандра и Гуттиэре, по всему Советскому Союзу объявили конкурс. Для проведения первого актерского тура были отобраны 100 человек, затем были второй и третий туры. Актеров выбирали не только по внешним данным, обаянию. Смотрели, сможет ли актер выдержать нагрузку, которая ему предстоит. Володя Коренев в то время учился на 2 курсе театрального института, а с шестнадцатилетней Настей Вертинской было не просто, так как она совсем не умела плавать. В конце концов, она быстро научилась нырять и плавать. Снималась она самостоятельно, не признавая дублеров.

Кому быть акулой?

Первоначально 6-метровую резиновую акулу для съемок изготовил Союз художников, однако потом от нее отказались из-за того, что при надувании акулы, она сжимала пловца, не давая ему дышать. Затем соорудили деревянную акулу с моторами, но ее невозможно было задействовать под водой. Она хоть и была похожа на настоящую, но при движении моторчика оставался сильный пенный след, как от торпеды. В конечном итоге съемки проводились с перспективным совмещением головы настоящей черноморской акулы-катрана и Ихтиандра.

Памяти Эдуарда Розовского

Снимая подводные пещеры глубиной около 14 метров, преследовалась цель — проплыть из одной в другую без акваланга как можно дальше. Приходилось одному пловцу нырять с аквалангом, оставлять его на дне, выходить на поверхность, стравливая воздух, во избежание получения баротравмы, а другой пловец должен был нырнуть с поверхности, внедриться в акваланг и на сушу выйти уже с аквалангом. Такая тренировка помогала не бояться воды и находить выход в любой непростой ситуации.

Оператор-амфибия

Проводить съемки очень помогали аквалангисты, мастера спорта, обеспечивая страховку. Непросто пришлось и операторам, так как долгое нахождение под водой приводило к беспрестанному переохлаждению. Выбираясь на поверхность, необходимо было постоянно залезать в спальные мешки, чем-то накрываться, ежедневно происходило до пяти погружений — а это достаточно сложно. Все съемки с Ихтиандром проводились на глубине до 40 метров, чтобы не проник солнечный свет, и чтобы достичь серо-голубой мглы. Сцены с рыбаками снимались на глубине 10-15 метров.

Для себя Розовский, которому необходимо было находиться под водой больше всех, сделал акваланг с 3 баллонами для редкого выхода из воды, так как постоянный выход на поверхность приводил его к переохлаждению. Находясь на глубине 20 метров, он сидел под водой больше часа, при 40 метрах акваланг служил полчаса, притом имея третий дополнительный баллон. Здесь оператору помог опыт занятий плаванием в юношестве.

Этот жестокий, жестокий мир…

Съемки фильма проходили в старой части Баку, с ее узкими улочками, в районе старой крепости. Чтобы показать, что мир людей искажается в представлении Ихтиандра, все, что находилось на поверхности, снимали через кривые зеркала. Съемки проходили и в порту, поэтому на кадрах и грязная вода с мертвой рыбой, и вылетевшая с подвески башенного крана и разбившаяся корова, хотя этот эпизод был вырезан цензурой.

Съемки фильма постоянно обрывались: то из-за закончившихся денег, то из-за плохой погоды — вода после дождя мутнела, приходилось ждать несколько недель. Картина была закончена в основном из-за стараний и энтузиазма Эдуарда Розовского. Для получения денег на большое кино, ему приходилось монтировать короткометражки. Зато когда съемки фильма и монтаж были завершены, стало понятно — усилия не прошли даром, и фильм вышел в лидеры советского проката.

Кинолента «Человек-амфибия» проложила дорогу другим фильмам приключенческого жанра. К большому сожалению, все последующие стремления съемочной группы создать какую-нибудь картину с «подводным» сюжетом не увенчались успехом. Попытки привлечь внимание киноруководства к различным идеям оказались напрасными, а так же оказался ненужным опыт людей, создававших фильм и у которых имелись права водолазов. Вся техника впоследствии пришла в негодность: и подводные скутера, и подводные камеры, и прожекторы — все это, в конце концов, вышло из строя. К сожалению, на «Ленфильме» больше не сняли ни одного подводного фильма.

Мар 19, 2018shluzadmin

Это интересно:

Рассказ о 25-м евро-африканском чемпионате «Цесаревич Алексей» Подводный кинематограф и его премия Чемпионат мира по подводной охоте в Перу
Дайвинг в Египте. Интервью с Хешамом ГабромСвадебная церемония в подводной пещере
Форумы
  • Объявления
  • Дайвинг
  • О форуме и сайте
  • Подводная охота и Фридайвинг
  • Разное
  • Технический дайвинг
  • Пляжный отдых
  • Медиа о дайвинге
  • Флора и фауна
  • Флуд
Последние темы
  • куплю ssb-2010
  • Что такое баланс белого? Как его установить правильно?
  • Принадлежности для профессионального водолазного оборудования
  • продам вспышку Ikelite DS-160 (новая)
  • Ружьё Beuchat Mundial Elite 900
Рубрики
  • Анализ ситуаций
  • Медицина
  • Места для погружений
  • Новичкам
  • Новости
  • Подводная охота
  • Подводный мир
  • Репортажи
  • Снаряжение
  • Техника погружений
  • Фридайвинг
  • Это интересно
Свежие записи
  • История развития дайвинга
  • Дайвинг в одиночестве – за и против
  • Чему можно научиться у технического дайвера?
  • Семейный дайвинг
  • Экипировка дайвера
Новости
Австралиец спас от акулы молодую девушку
Сколько вы занимаетесь дайвингом?
Загрузить ещё...Перейти в Instagram
Интересные места
Дахаб – жемчужина для фридайвинга
Реклама
Необходимо знать
Это полезно знать начинающим дайверам
Поиск
2018 © Портал о дайвинге Shluz.Ru
Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник