В конце июля 2011 года в Питере погиб знаменитый кинооператор Эдуард Розовский, принимавший участие в съемках 78 фильмов. Среди его работ такие шедевры кинематографии, как историко-революционная трагикомедия «Начальник Чукотки», приключенческий фильм «Белое солнце пустыни» и, конечно, мелодрама-приключение «Человек-Амфибия». Это был удивительно интересный человек, и не только высочайший мастер операторского искусства, но так же яркая выдающаяся личность. Розовского считали гениальным экспериментатором советской кинематографии. В то время, когда нарисовать киноэффекты было невообразимо, как сегодня, он бесконечно выдумывал новые, ведущие технологии съемок.
Большинство из них так никому и не удалось воспроизвести. Фильм «Белое солнце пустыни» снимали вначале в Дагестане, потом уже в Туркмении. В адскую жару необходимо было работать круглыми сутками. Любые, даже незначительные задержки беспощадно штрафовались. Когда закончились съемки, картину долго не утверждали. В конечном итоге выпустили на экраны страны маленьким тиражом, без рекламы. Но, вопреки всему, за один только 1970 год фильм «Белое солнце пустыни» увидели 35 миллионов человек. А для российских космонавтов он до сих пор настоящий талисман.
«Человек-амфибия» — первый в нашей стране фильм, где подводные съемки проводились в открытой воде. За время создания картины, Розовский провел под водой 465 часов. Во время съемок у него даже развилась декомпрессионная болезнь. Фильм «Человек-амфибия» был награжден призами многих международных фестивалей, в частности, призом «Серебряный парус»в Триесте, в 1962году, где проводился фестиваль фантастических фильмов. В текущем году в Северной столице на Шестом Международном фестивале «Аквафильм» эта картина, отмечающая юбилей — 50 лет, получила несколько наград, включая медаль «За вклад в подводную деятельность России».
Фильм «Человек-амфибия» воодушевил огромную армию приверженцев Ихтиандра на подводные плавания и стал практически учебным пособием для большого количества дайверов, водолазов и аквалангистов. Только за один первый год проката фильм «Человек-амфибия» увидели около 60 млн. советских людей. Однако волшебство картины «Человек-амфибия» помимо неповторимых кадров под водой и фееричного плавания главных героев кинофильма, еще и в огромной силе светлой, настоящей, и святой Любви, объединяющей людей и делающей наш мир красивее.
Розовский очень любил саму жизнь, людей. И они боготворили его. Собственно, поэтому его кинофильмы, давно ставшие золотым фондом кинематографа России, с огромным удовольствием смотрят миллионы зрителей. Знаменитый кинооператор дважды получал Государственную премию России за кинокартину «Белое солнце пустыни» и кинофильм «Старые стены». Народного артиста России, профессора Эдуарда Александровича Розовского очень любили студенты, среди коллег он имел огромный авторитет, поэтому его именем отныне будет названа кафедра операторского мастерства.
«Аквафильм» — международный фестиваль, где Розовский был постоянным Председателем жюри и оценивал короткометражные видеофильмы о подводном мире, учредил премию памяти великого кинооператора и специальную номинацию «Человек-амфибия» за фильмы о дайвинге. Похоронен Эдуард Александрович Розовский 30 июля в Комарово. Проводить в последний путь Великого Мастера пришло огромное количество его коллег и учеников. Светлая память светлому человеку.
Авантюра чистой воды
В 2002 году в журнал «Подводное обозрение» опубликовал заметки Эдуарда Александровича Розовского о работе над картиной «Человек-амфибия». Знаменитый кинооператор рассказал, что задумка сделать первую полнометражную художественную картину с подводными съемками в советском кинематографе пришла к нему на Кавказе. Посмотрев фильмы знаменитого Жак-Ива Кусто — французского исследователя Мирового океана, режиссёра и фотографа «В мире безмолвия», а так же «Голубой континент», Розовскому тоже безумно захотелось попасть в неизвестный и интересный мир.
Сама же идея фильма такого направления родилась в горах Северной Осетии, когда Розовский и режиссер Владимир Чеботарев любовались горами в ауле Кани. Что такое подводные съемки, не имел представления никто, но слишком велико было желание сделать такой фильм, оно затмевало все мыслимые человеческие возможности и потребности. Вся съемочная группа, состоящая из 25 человек, полгода обучалась в специальной школе и получила профессиональные корочки водолазов, разрешающих погружаться до 40 метров.
На «Ленфильме» мысль о создании фильма под водой сочли авантюрной и сначала не поддержали. У группы не было ничего: ни ласт, ни костюмов, ни масок, ни осветительной аппаратуры, это все только зарождалось в стране. Целый год энтузиасты проверяли на прочность себя, создали пробный ролик, после просмотра которого руководство студии назначило минимальную смету и разрешило съемки.
Место съемки изменить нельзя
Первоначально предполагалось вести съемки в Красном море, из-за отличной прозрачности воды, но изменившиеся обстоятельства вынудили снимать на Черном море, в живописной Феодосии. На нескольких вельботах группа двинулась вдоль побережья в поисках живописных мест под водой, с необычными подводными пейзажами, пещерами, гротами, всего самого интересного, что можно использовать в фильме.
Стояла главная задача — найти прозрачную воду. В течение двух лет шел подготовительный период. Вручную делалось все: костюмы, склеенные из плоской резины, трусики, рубашки. Костюм главного героя был изготовлен из кинопленки, из вручную вырубленных покрашенных перламутровой краской чешуек.
Осветительная аппаратура и приспособления для нее так же производили сами.
Из-за подводной «невесомости», привлекавшей вначале, невозможно было снять хоть один статический кадр. Параллельно решались вопросы об изменении цвета под водой, как действует давление, работа под водой — это все необходимо было решить.
Так как в то время кинематограф был очень популярен, те организации, куда обращалась группа, абсолютно бескорыстно шли им навстречу и помогали в любых вопросах. Балтийский завод выделил дизель-компрессор, списанный с немецкой подводной лодки. Это мощная, 4-ступенчатая система, которая за считанные минуты качала акваланг. Для создания всей системы очистки использовали списанный автомобиль, на который был приспособлен 500-литровый бак с водой, для автономной накачки аквалангов.
Спортивные и обаятельные
Чтобы найти актеров на роли Ихтиандра и Гуттиэре, по всему Советскому Союзу объявили конкурс. Для проведения первого актерского тура были отобраны 100 человек, затем были второй и третий туры. Актеров выбирали не только по внешним данным, обаянию. Смотрели, сможет ли актер выдержать нагрузку, которая ему предстоит. Володя Коренев в то время учился на 2 курсе театрального института, а с шестнадцатилетней Настей Вертинской было не просто, так как она совсем не умела плавать. В конце концов, она быстро научилась нырять и плавать. Снималась она самостоятельно, не признавая дублеров.
Кому быть акулой?
Первоначально 6-метровую резиновую акулу для съемок изготовил Союз художников, однако потом от нее отказались из-за того, что при надувании акулы, она сжимала пловца, не давая ему дышать. Затем соорудили деревянную акулу с моторами, но ее невозможно было задействовать под водой. Она хоть и была похожа на настоящую, но при движении моторчика оставался сильный пенный след, как от торпеды. В конечном итоге съемки проводились с перспективным совмещением головы настоящей черноморской акулы-катрана и Ихтиандра.
Снимая подводные пещеры глубиной около 14 метров, преследовалась цель — проплыть из одной в другую без акваланга как можно дальше. Приходилось одному пловцу нырять с аквалангом, оставлять его на дне, выходить на поверхность, стравливая воздух, во избежание получения баротравмы, а другой пловец должен был нырнуть с поверхности, внедриться в акваланг и на сушу выйти уже с аквалангом. Такая тренировка помогала не бояться воды и находить выход в любой непростой ситуации.
Оператор-амфибия
Проводить съемки очень помогали аквалангисты, мастера спорта, обеспечивая страховку. Непросто пришлось и операторам, так как долгое нахождение под водой приводило к беспрестанному переохлаждению. Выбираясь на поверхность, необходимо было постоянно залезать в спальные мешки, чем-то накрываться, ежедневно происходило до пяти погружений — а это достаточно сложно. Все съемки с Ихтиандром проводились на глубине до 40 метров, чтобы не проник солнечный свет, и чтобы достичь серо-голубой мглы. Сцены с рыбаками снимались на глубине 10-15 метров.
Для себя Розовский, которому необходимо было находиться под водой больше всех, сделал акваланг с 3 баллонами для редкого выхода из воды, так как постоянный выход на поверхность приводил его к переохлаждению. Находясь на глубине 20 метров, он сидел под водой больше часа, при 40 метрах акваланг служил полчаса, притом имея третий дополнительный баллон. Здесь оператору помог опыт занятий плаванием в юношестве.
Этот жестокий, жестокий мир…
Съемки фильма проходили в старой части Баку, с ее узкими улочками, в районе старой крепости. Чтобы показать, что мир людей искажается в представлении Ихтиандра, все, что находилось на поверхности, снимали через кривые зеркала. Съемки проходили и в порту, поэтому на кадрах и грязная вода с мертвой рыбой, и вылетевшая с подвески башенного крана и разбившаяся корова, хотя этот эпизод был вырезан цензурой.
Съемки фильма постоянно обрывались: то из-за закончившихся денег, то из-за плохой погоды — вода после дождя мутнела, приходилось ждать несколько недель. Картина была закончена в основном из-за стараний и энтузиазма Эдуарда Розовского. Для получения денег на большое кино, ему приходилось монтировать короткометражки. Зато когда съемки фильма и монтаж были завершены, стало понятно — усилия не прошли даром, и фильм вышел в лидеры советского проката.
Кинолента «Человек-амфибия» проложила дорогу другим фильмам приключенческого жанра. К большому сожалению, все последующие стремления съемочной группы создать какую-нибудь картину с «подводным» сюжетом не увенчались успехом. Попытки привлечь внимание киноруководства к различным идеям оказались напрасными, а так же оказался ненужным опыт людей, создававших фильм и у которых имелись права водолазов. Вся техника впоследствии пришла в негодность: и подводные скутера, и подводные камеры, и прожекторы — все это, в конце концов, вышло из строя. К сожалению, на «Ленфильме» больше не сняли ни одного подводного фильма.