Одной из самых больших опасностей для дайвера является декомпрессионная болезнь. Чтобы исключить риск ее возникновения, используется барокамера (рекомпрессионная камера), обязательно присутствующая на солидных курортах. Конструкция барокамеры выполняется в виде цилиндра со сферическими донышками, снабженного иллюминаторами, устройством связи, системой подачи и отвода воздуха и системой контроля за воздухом.
Барокамеры делятся на стационарные, расположенные в специально отведенных местах, и служащие для лечения или экспериментов, и транспортные, предназначенные для доставки пострадавших к стационарной барокамере. Транспортные и стационарные барокамеры стыкуются друг с другом при помощи узла байонетного типа. Отличаются эти два вида, прежде всего, массой и габаритами. Транспортные камеры имеют диаметр не больше 1200 мм и массу не более 1200 кг. Новейшие складные транспортные камеры за счет материалов конструкции чрезвычайно легкие, компактные и не требует стыковочных узлов, так как проходят в люки стационарных камер.
Концентрация углекислого газа и вредных веществ, выделяемых людьми при дыхании в закрытом пространстве, быстро достигает предельного значения, процент кислорода в воздухе падает, чтобы его восполнять и выводить вредные газы, применяют вентиляцию, объем которой зависит от количества людей и интенсивности их дыхания. Для создания комфортных условий поддерживается определенная влажность и температура. Система вентиляции и поддержания параметров называется системой жизнеобеспечения (далее СЖ).
Простейшая СЖ представляет собой систему подачи и отвода воздуха и электрогрелку. Вентиляция открытая, что требует больших объемов воздуха и компрессора большой мощности. Такая система не позволяет поддерживать заданную температуру и влажность из-за частой (раз в 12 минут) вентиляции, создает большой уровень шума, требует пристального внимания технического персонала. Особенно эти недостатки чувствуются при длительных лечебных рекомпрессиях (примерно 61 час).
При полузамкнутой системе вентиляции (отечественная СВ-1) воздух (объем рассчитывается по количеству человек) постепенно поступает через дюзы. Затем проходит кассеты с поглотителем углекислоты ХПИ, представляющими собой инжектор для циркуляции воздуха в барокамере. Постоянное давление в камере поддерживается с помощью автомата сброса. Такая система требует меньшего расхода воздушной смеси, позволяет поддерживать больший комфорт и в течение одной ступени работает в автоматическом режиме.
Замкнутая система вентиляции, пользующаяся в последнее время наибольшей популярностью, предполагает удаление углекислоты при помощи агрегатов очистки с поглотителями ХПИ (содасорб и подобные). Воздух циркулирует с помощью встроенного в агрегат электровентилятора, а подача кислорода идет через потокомер в дозированных количествах, то есть на вентиляцию воздух не расходуется. Особенно это удобно для транспортных барокамер, так как позволяет снизить их вес и повысить автономность.
Так как в барокамеру подается чистый кислород, возрастает взрыво- и пожароопасность, поэтому все оборудование камеры имеет искро-взрыво-пожаробезопасные характеристики, напряжение питания не более 24 В, за содержанием кислорода и углекислоты ведется контроль, при превышении нормы, подается аварийный сигнал. Существуют модели газоанализаторов, контролирующие также температуру и влажность.
Для эффективного лечения барокамеры оборудованы СДС (стационарной дыхательной системой), позволяющей внутри аппарата дышать чистым кислородом. Она является дыхательной маской для лица (с микрофоном или без), соединенной с коллекторами выдоха и подачи кислорода. Кислород подается из баллонов, находящихся за пределами камеры, выдох тоже осуществляется за пределы.
Для работы с барокамерами необходима техническая квалификация и знания методов лечения водолазных болезней. Отечественные режимы допускают максимальное давление лечебной рекомпрессии 10 атм., (зарубежные — 7 атм.), являются более длительными, с меньшей долей использования кислорода, что обуславливает более воздухозатратные и громоздкие конструкции барокамер. Единых стандартов, правил эксплуатации и системы контроля нет. Все это касается и транспортных барокамер. К тому же не предусмотрена система стыковки с ними.
Для преодоления этих недостатков НИИ Минобороны РФ и фирма «Тетрис» разработали совместный проект модификации отечественных барокамер с переводом их на замкнутую систему вентиляции и стационарную дыхательную систему с использованием отечественных и зарубежных разработок. Этот проект позволит повысить безопасность дайвинга и водолазного дела.