Введение.
Дайверы нередко ошибаются, получают травмы, а потом ищут виноватых. Конечно, бывают случаи, когда дайвер пострадал из-за команды судна, производителя снаряжения, инструктора. Поэтому страхование от несчастных случаев и является обязательным. Но большое число инцидентов происходит и по вине самих дайверов. Эти происшествия ведут к судебным искам и увеличивают страховые расходы.
Многолетние изучения несчастных случаев в дайвинге свидетельствуют о том, что большинство из них можно было предотвратить. Как? Читайте 10 правил, которые представляют собой квинтэссенцию сорокалетнего опыта инструктора. Главная цель этих советов — спасти жизнь. Все инструкторы на своих курсах должны подробно освещать эти моменты.
Будьте в хорошей физической форме.
Треть всех несчастных случаев у дайверов наступает из-за болезней сердечно-сосудистой системы. Уровень физической подготовки и образ жизни играют решающую роль в стрессовой ситуации, в особенности у дайверов среднего возраста. Так как несчастные случаи с пловцами происходят под водой, то, как правило, они кончаются трагически и официально считаются утоплением.
Другими причинами могут быть перенесенные заболевания, обострения простуды и усталость, прием лекарств, алкоголя, курение. Профилактика проста: правильно питайтесь, занимайтесь и отдыхайте, избавьтесь от вредных привычек и избегайте стрессов. Конечно, это проще советовать, чем делать.
Но хотя бы найдите время для прохождения ежегодного медицинского обследования, чтобы узнать, смогут ли они переносить стрессы при погружениях. Небольшая потеря денег и времени в результате могут спасти жизнь. Трети несчастных случаев можно было бы избежать, если бы дайверы хоть немного заботились о себе.
Ныряйте в опытной компании.
Сольный дайвинг или просто погружения вдалеке от других дайверов не обязательно приведут к трагедии, но если что-то пойдет не по плану, то помощи ждать будет неоткуда. Дайвинг с группами и инструктором дает гарантию, что при несчастном случае вы можете рассчитывать на помощь профессионалы и оборудование для реанимации.
Опыт свидетельствует, что при ведении группы профессионалом возможно смертельно опасный несчастный случай кончается намного меньшим ущербом и травмами или вовсе без них. Страховка особенно важна, если вы новичок или редко ныряете.
Знание того, как и где погружаться, появляется с опытом. Одно из основных правил техники безопасности дайвинга утверждает: «Любой дайвер может отменить или прервать погружение на любом этапе». И никто не имеет права упрекнуть его в этом. Умейте вовремя сказать «нет» и «хватит».
Останавливайтесь для отдыха и безопасности.
Не паникуйте, если вдруг обнаружите, что у вас осталось мало воздуха в баллонах. Плавное контролируемое всплытие намного важнее количества бар в вашем баллоне. Нужно учиться решать проблемы под водой: остановиться, успокоить дыхание, следить за плавучестью, подумать и только потом действовать. Используйте эти навыки не только для решения возникших проблем, но и для предотвращения возможных.
Каждый раз, когда вы принимаете важные решения, например, всплывать или погружаться, входить или выходить из воды, — остановитесь. Почему? Ваше дыхание, зрение, сердцебиение, центр тяжести, плавучесть, слух, температура тела и вес сильно изменяются при погружении или выходе из воды.
Телу и разуму нужно некоторое время для правильной оценки или реакции на произошедшие изменения. Делайте передышку перед каждым шагом для проверки себя, приборов, партнера и окружающей среды. Это поможет вам почувствовать произошедшие изменения и предотвратить возникновение проблем.
Правильно дышите, чтобы выжить.
Когда вы привыкаете к аквалангу, нужно тщательно контролировать, чтобы вдох был глубоким, расслабленным и медленным, а выдох полным. В противном случае вы будете перегружать регулятор, каким бы хорошим он ни был и как бы качественно ни обслуживался.
Без воздуха быть практически невозможно, но при небольшом его количестве можно подняться из глубины. Если во время всплытия расслабленно дышать, то из-за падения давления количество воздуха для дыхания увеличится. Поэтому в аварийных ситуациях всегда держите регулятор во рту.
К несчастным случаям, которые проще всего предотвратить, относятся происшествия, когда по какой-то причине не полностью перекрывается вентиль баллона. Дайвер, пытаясь высосать воздух, перегружает регулятор, паникует. Ситуация становится критической. Лучшим решением будет открыть вентиль до упора, а потом подвернуть его немного назад.
Расслабьтесь и держите себя под контролем.
Расслабленность и умение контролировать себя являются гарантией безопасности, приятного и комфортного погружения. Главным аспектом является контроль разума над ситуацией. Мозг и тело должны сотрудничать. Если не держать себя в руках, то нарастание стресса часто ведет к панике, то есть к полной и внезапной утрате контроля над ситуацией.
Решением является создание и развитие навыков, позволяющих дайверам оставаться расслабленными и контролировать ситуацию, сосредотачиваться на потенциальных проблемах и верно ориентироваться в пространстве. Дайверы, обладающие этими умениями, реже всего попадают в критические ситуации.
Всплытие должно быть контролируемым.
Всплывать необходимо медленно, делая остановку безопасности, чтобы уменьшить риск баротравмы легких, декомпрессионной болезни, потери партнера и удара о надводный объект, например, дайв-бот. Оптимальное всплытие должно происходить с нулевой плавучестью со стравливанием воздуха из сухого костюма или компенсатора и минимумом движений для уменьшения физического стресса. Скорость подъёма не должна превышать 10 метров в минуту.
При острой нехватке воздуха можно предпринять:
— Всплыть с обычной скоростью, помня, что при подъеме количество воздуха увеличивается.
— Использовать дополнительный источник воздуха, например, по возможности, дышать из октопуса партнера.
— Всплыть быстрее обычного, используя ласты и поддутие сухого костюма или компенсатора.
— Совершите контролируемое аварийное всплытие, сбросив грузовой пояс и/или управляя компенсатором.
При потере контроля над всплытием травмы можно избежать, соблюдая следующие правила:
— Расслабьтесь, смотрите вверх, дышите спокойно
— Сбросьте воздух из сухого костюма или компенсатора
— Откиньтесь на спину, раскиньте ноги и руки, наблюдайте за поверхностью.
Эти методы могут или остановить неконтролируемое всплытие, или заметно снизить скорость подъема.
Имейте положительная плавучесть.
Изучение несчастных случаев у дайверов показывает, что почти все погибшие не избавлялись от своего грузового пояса. При большой опасности снятие грузов с пострадавшего является самым первым и важным действием спасателя. Лучше всплывать при положительной плавучести, рискуя заработать декомпрессионную болезнь, чем задохнуться, упав на дно.
Главной проблемой при сбросе грузов оказывается то, что дайверы не умеют делать это правильно. Для того, чтобы сбросить грузовой пояс, нужно нащупать пояс и провести руками до пряжки, потом отстегнуть ее и бросить пояс как можно дальше от себя.
Встроенные грузовые системы в компенсаторах могут быть лево- и правосторонними, открываться одной или двумя руками, могут включать сбрасываемые и несбрасываемые грузы, но главное в них одно — дайверы должны знать, как с ними обращаться. Еще одной причиной несчастных случаев с летальным исходом является то, что погибшие скидывают или пытаются скинуть вместо грузового пояса акваланг.
Проходите требующееся лечение.
За последние годы в лечении декомпрессионной болезни и эмболии достигнут значительный прогресс. Но необходимо увеличивать число реанимационного оборудования и обучающих программ для медицинских работников и дайверов.
Первым делом является правильная постановка диагноза в дорожных условиях. Затем необходимо провести противошоковую терапию, ингаляции кислородом и, по возможности, питье. При необходимости произвести оживление пострадавшего. Оставайтесь рядом с ним, поддерживайте и одновременно вызывайте эвакуаторов к ближайшей крупной больнице. Кислородная барокамера является единственным лечением декомпрессионной болезни и эмболии.
Во многих клиниках есть одиночные камеры для проведения процедур. Но большинство из них ограничены давлением на уровне двадцати метров и способны подавать кислород только короткие промежутки времени. Для оптимального лечения необходима большая камера, в которой медперсонал может находиться рядом с пострадавшим, возможны постоянные переключения с воздуха на кислород и обратно, а также поддержание давления до шести атмосфер и применение газовых смесей.
Дайвинг стал более безопасным.
Каждый год количество погружений увеличивается, но несчастных случаев становится все меньше. Происходит это потому, что люди стали лучше понимать особенности дайвинга, команды лучше подготовлены, усилился контроль за погружениями. Мы наблюдаем более современное оборудование (особенно компенсаторы, регуляторы и дайв-компьютеры), более оперативную реакцию спасателей на аварийные ситуации, профилактику несчастных случаев, что ведет к уменьшению ущерба для здоровья у пострадавшего.
Три вымысла о несчастных случаях.
Невзирая на распространенные слухи, вам придется сильно поработать, чтобы найти подтвержденные свидетельства таких несчастных случаев.
— Нападение акулы
Акул больше привлекают пловцы или серферы, чем дайверы. Нападений на аквалангистов очень мало и практически все они спровоцированы использованием остроги и почти все не смертельные.
— Убийца-баллон
Плохое качества воздуха в баллоне или его взрыв вполне возможны, но таких инцидентов практически не случается благодаря современным технологиям и усиленным системам контроля качества техники для дайвинга.
— Смертельное снаряжение
В самом начале развития дайвинга в большинстве несчастных случаев вина лежала на регуляторах. Сейчас же основные виновники — дайв-компьютеры и компенсаторы. Хоть снаряжение и может способствовать несчастному случаю, неправильно сработав, но оно редко становится единственной причиной несчастного случая. Самыми распространенными проблемами является отсутствие нужного снаряжения, его неправильное обслуживание и использование, то есть человеческий фактор.
Вы новичок?
Практически все несчастные случаи происходят не в бассейнах, а на открытой воде. Случаются они в основном с дайверами, у которых маленький опыт погружений. В это число входят и несчастные случаи во время тренировок, погружения дайверов без квалификации и сертификации. Все это свидетельствует о важности продолжения обучения.