Минута для безопасности
Если на половине от запланированной максимальной глубины сделать минутную остановку — это может оказать дополнительную помощь в предупреждении ДКБ. Зачем это нужно? Как показывают результаты новых исследований механизма декомпрессионной болезни — глубокая остановка плюс медленное всплытие плюс обязательная остановка (3-5 минут на 4,5метрах) и, в результате, дайвер не только наслаждается преимуществами безопасности, но и покидает воду с гораздо меньшим содержанием азота.
Одноминутную остановку на глубине, равной половине от всей запланированной максимальной глубины, рекомендуют делать и ассоциация NAUI (вместе с другими ассоциациями) и, такие производители компьютеров, как Mares, Suunto, Zeagle, Dacor.
Теории Холдена и Винке
Для того чтобы понять, зачем дайверам так необходимы меры предосторожности при погружениях, а именно — не превышать скорость всплытия (менее 10м. в минуту), делать традиционную и глубокую остановки безопасности, нужно ознакомиться с основой декомпрессионной теории. Работы физиолога Холдена стали той базой, на основе которой построены современные декомпрессионные таблицы и алгоритмы подводных компьютеров. Холден предположил, что при слишком быстром всплытии в крови (и тканях) дайвера образовываются пузыри азота.
До сих пор это пока не доказано, однако же современные исследователи считают, что, действительно, причиной, вызывающей ДКБ могут быть пузырьки инертного газа, действующие на нервные окончания, перекрывающие кровообращение, расстраивающие иммунную систему. Но, где же истинная причина? Как оказывается, Холден не знал о существовании еще одних пузырей.
Так, в 1951 году Бэнке и Бэйтман разработали свою теорию, по которой у дайвера образуется много маленьких (не опасных) пузырей и при бездекомпрессионном погружении. Было похоже, что они не вызывают ДКБ и поэтому их назвали «тихими пузырями». Уже в конце 60-х годов их смогли «увидеть» с помощью ультразвукового детектора Доплера и, с того времени, изучение этих пузырей занимает одно из главных мест при исследованиях ДКБ.
Теоретически, предполагают, что пузыри образуют группы вокруг своеобразных крошечных «источников». Независимо от того, ныряет человек или нет, завихрения в его кровяном потоке создают эти «источники». А при всплытии растворенный азот образует около этих центров большие пузыри. Пузыри образуются всегда при каждом погружении (даже если у дайвера и не возникла ДКБ).
Влияние пузырей на декомпрессию
Еще до того, как стать большими и спровоцировать ДКБ, пузыри препятствуют выведению газа. Молекулы газа остаются внутри такого пузыря и не покидают ваше тело. Группируясь, пузыри задерживаются в месте сужения или разветвления капилляров и мешают крови доставить азот к легким, где он был бы выведен прочь из организма. В результате замедления вывода газа, пузыри еще увеличиваются и циркуляция еще сильнее блокируется. И, в результате, — ДКБ.
При всплытии пузыри покидают организм медленнее, чем растворенный газ. Если же на большой глубине сделать декомпрессионную остановку (кратковременную), то вывод растворенного газа замедлиться, но зато быстрее ваш организм покинут пузыри.
Практика глубоких остановок
Именно опыт технических дайверов обнаружил и подтвердил тот факт, что время, потраченное на глубокую остановку сокращает весь общий объем времени, необходимого для безопасного прохождения декомпрессии. К примеру, дайверам, которые провели на глубине 90 метров пять часов, использую RGBM, потребовалось всего 12 часов для всплытия, без риска для здоровья. Если бы они использовали систему Холдена и Нави — их подъем потребовал бы 20 часов.
Дайверы, работавшие в Адриатике (в DAN Europe) также подтверждают своим опытом — глубокие остановки влияют на ускорение декомпрессии. Сделав продолжительную остановку на глубине — дайвер всплывает, имея гораздо меньшее количество азота. И этому есть объяснение. Дайвер совершает погружение, не превышая при этом бездекомпрессионный лимит, затем начинает всплытие.
Давление понижается — пузыри увеличиваются, маленькие медленнее, большие, соответственно, быстрее, плюс они получают подпитку растворенным газом. Но, на середине подъема дайвер останавливается. При такой остановке (на середине всего подъема) происходит минимизация градиента насыщающего газа, и, как результат, пузыри больше не увеличиваются в размере. Пузыри сдерживает давление, не позволяя им расширяться.
Проще говоря, во время такой глубинной остановки, газ как будто «выжимается» из образовавшихся пузырей и, естественно, последние уменьшаются. Не встречая препятствий, кровь быстрее несет к легким растворенный газ, где он и удаляется из организма. По традиционной системе всплытия, дайвер делает обычную остановку безопасности, без краткой глубинной остановки.
При этом газ «вталкивается» в пузыри, они растут, а остановка на небольшой глубине, которую делает драйвер, является всего лишь средством от уже образовавшихся пузырей, но никак не предупреждающим их образование. На сегодня в Европе над группой дайверов, состоящей из 25человек, проводятся исследования Доплера. И, как подтверждает промежуточный итог по 1600 уже совершенных погружений — действительно, число пузырей уменьшается за счет глубоких остановок.
Трафик — как иллюстрация
Чтобы наглядней представить, как это все выглядит, посмотрите на автомобилистов, попавших в «пробку» на дороге, посмотрите на стоянки переполненные автомобилями. Примерно так же ткани наполнены азотом. Понятно, что случится, если все машины, одновременно, предпримут попытку выехать на автотрассу — конечно, они будут ползти, а не ехать. В целом, количество машин на трассе увеличивается, но «пропускная способность» значительно уменьшается. Вот, практически, точно так уменьшается и общее количество азота (покинувшего организм), если большое количество молекул одновременно пытается «пробиться» в кровеносную систему ныряльщика.
В случае с автомобилями, опыт проектировщиков дорожного движения показывает — можно задерживать машины, стремящиеся влиться в общий поток движения, при помощи «лежачих полицейских» и светофоров и, в результате — сдерживаются заторы, увеличивается пропускная способность, и человек быстрее попадает домой. Так в дорожном движении проектировщики, пользуясь алгоритмами (как и проектировщики декомпрессии), держат плотность трафика значительно ниже заданного уровня и цель при этом одна — быстрее транспорт значит меньше страданий. Но иногда, участникам самого движения почему то сложно понять — одну минуту задержавшись на светофоре ( эквивалент глубокой остановки) они гораздо быстрее попадут домой (весьма вероятно — при этом избежав аварии). И опыт доказывает, что это именно так.
Безопаснее ли такая схема
Большие газовые нагрузки чаще испытывают технические дайверы. Именно для них были разработаны глубокие остановки. Если принять во внимание, что рекреационный профиль имеет консервативную природу, то возникает вопрос — насколько ощутимо влияние глубоких остановок на повышение безопасности бездекомпрессионных погружений. На сегодня нет существующих определенных доказательств и относительно «теории пузырей», и относительно того, что сами глубокие остановки могут помочь рекреационным дайверам. Может быть, они никогда и не появятся.
Количество случаев самой ДКБ уже очень маленькое — от одного до трех случаев на десять тысяч погружений. Но есть еще одна статистика. В последнем докладе DAN по несчастным случаям, 79% от всех случаев ДКБ было самого серьезного вида, которое поражало центральную нервную систему и, довольно часто, причиняло пожизненные увечья. И, когда налицо такое множество случаев паралича, может помочь и глубокая остановка, увеличивающая безопасность.
Теория — это всего лишь теория
Станут ли рекреационные погружения гораздо безопаснее, если делать глубокие остановки? Как показывают научные факты — должны, однако исследователи согласны в одном — ДКБ недостаточно изучена на сегодняшний день, все, что мы сейчас знаем — остается бездоказательным. По словам доктора Беннета, множество людей всего лишь что-то предполагает, но до конца понять декомпрессию еще не смогли. Это всего лишь теории.
Но, все-таки, если взвешенно подойти к ценности глубоких остановок, очень важно запомнить некоторые основные моменты. Во-первых, любое погружение (техническое, рекреационное или коммерческое) является декомпрессионным. Любой ныряльщик — будь то технический дайвер (который проходит этапную декомпрессию) или любитель (который всплывает по таблице) — делает одно и то же — старается быстрее выводить растворенный газ из своего организма. Именно это подразумевается под декомпрессией. Когда некоторые погружения называют бездекомпрессионными, в действительности, подразумевается : «декомпрессионные остановки не требуются».
Не нужно путать остановку безопасности с обязательной декомпрессионной остановкой, это совсем разные вещи. Или же не совсем. Разница — в уровне самого риска, когда пропускается остановка. Для технических дайверов остановка обязательна — из-за слишком большого количества азота. Если технический дайвер не сделает остановку — он точно получит ДКБ. Рекреационным дайвера, которые совершают бездекомпрессионные погружения, делать остановку не обязательно. Остановка безопасности служит как дополнение к погружению, которое само по себе безопасно.
При всем серьезном отношении к декомпрессионным теориям, таблицам и подсчетам декомпрессиметров, все-таки не стоит забывать о том, что это лишь математические модели всего того, что предположительно может происходить внутри ныряльщика. Никакой компьютер, даже последней модели, не может увидеть, что происходит внутри тканей человека во время погружения-всплытия. Он всего лишь делает расчет, ориентируясь при этом и на декомпрессионную теорию и на опыт. Компьютер не может просчитать непредсказуемые промахи, которые иногда совершают и рекреационные и технические дайверы.
Как делать глубокую остановку
У ассоциации PADI у NAUI разное мнение по поводу того, как лучше самим дайверам совершать глубокую остановку. По рекомендации NAUI, нужно делать одноминутную остановку (если погружение превышает 12метров), на половине от запланированной максимальной глубины. По протоколу NAUI, рекомендуется вычитать время, которое потрачено на глубокую остановку, из того времени, которое отводится на традиционную остановку (на уровне 4,5м.).
PADI считает, что, глубокие остановки и двухфазовые модели (типа RGBM) лишены смысла в тех случаях, когда погружения совершают рекреационные дайверы. В PADI считают, что модели, включающие глубокую остановку, имеют перспективу для тех погружений, которые требуют декомпрессионные остановки, а при бездекомпрессионном погружении пользы от них не будет.
Производители таких компьютеров как Dacor и Mares используют алгоритм декомпрессии, который был разработан Брюсом Винке и фирмой Mares. Когда максимальное изменение давления достигает половины, раздается звуковой сигнал, но это только в том случае, если в запасе меньше 3-х минут самого бездекомпрессионного времени. Производители предполагают увеличение общего времени погружения на одну минуту за счет глубокой одноминутной остановки и традиционной трехминутной остановки.