Чтобы сделать хороший снимок подводных обитателей, особенно шустрых рыб, мало обладать совершенной аппаратурой, опытом и навыками. Нужно еще и заставить рыбок позировать вам, а сделать это непросто. У каждого любителя фотоохоты свои секреты, некоторые фотографы признаются, что философия подводного охотника за кадрами сродни дзен-буддизму, совершенно также необходимо раствориться в окружающей среде, донести до объекта охоты свои добрые намерения.
Конечно, в этом есть доля шутки, но правильное поведение фотографа и терпение действительно помогает привлечь рыб и получить ценные кадры. Профессионалы дают несколько советов, как лучше всего планировать такую охоту.
Ищите рыбные места.
В настоящее время рыбными стадами богаты далеко не все прекрасные места с рифами и чистой водой. Фотографу, охотящемуся за рыбой, нужен не незаселенный риф, а морской парк, заповедник, места, где запрещена рыбная ловля, подводная охота. К примеру, Ки-Ларго (Флорида-Кис, Бонэр). В Ки-Ларго расположены самые богатые рыбой дайвинг-сайты.
В самых разных регионах есть места более удачные и менее подходящие для фотоохоты за рыбами. Например, в Индонезии, в Раджа Ампате, несмотря на то, что дайверы мало освоили эту территорию, рыб очень сложно сфотографировать.
Рыба так почему-то чрезвычайно пугливая, хотя и не видела раньше людей, возможно именно это заставляет ее быть осторожной. А на Бали, где рыбы достаточно привыкли к людям, тем не менее, получаются неплохие фотографии. Этому способствует еще и бережное отношение к подводному миру организаторов дайвинга.
Совершенствуйте дайверские навыки.
Для того, чтобы стать хорошим подводным фотографом, прежде всего надо быть просто хорошим дайвером. Вы должны уметь правильно регулировать плавучесть, контролировать свое дыхание, чтобы в погоне за рыбой не взмутить воду ластами, перекрыв обзор, и не испугать морских жителей звуком выпускаемых пузырьков.
Некоторые профессиональные фотографы рекомендуют добиваться отрицательной плавучести, чтобы снимать рыб и других пловцов со дна, расположившись на песке. Снизу получаются очень эффектные кадры. Сделав кадры, дайвер поддувает воздух в жилет-компенсатор с помощью инфлятора и плывет дальше, не взмутив ил и песок и не испортив пейзаж своим коллегам-фотографам.
Дыхание не стоит задерживать надолго, но близко от снимаемого объекта лучше его задержать. Фотографы советуют сначала понаблюдать за объектом, выстроить мысленно композицию снимка, траекторию движения рыб, а затем двигаться ей навстречу и, подплыв близко, задержать дыхание и сделать снимки.
Выбираем съемочную зону.
Расстояние, необходимое для получения качественных снимков, то есть съемочная зона должно быть не более 1,5 метра от снимаемого объекта. На более дальнем расстоянии возникает проблема с разрешением, передачей цветов, а на более близком вы рискуете спугнуть объект. В пределах съемочной зоны необходимо фотографировать быстро, не шуметь, не делать лишних движений, не напугать рыбу пузырями воздуха.
Прежде чем приблизиться к объекту, следует прикинуть ракурс, композицию, возможности своей техники. Также необходимо настроить заранее фотокамеру, поставить свет. Для этого рассчитайте дистанцию до объекта, представьте мысленно композицию, как она будет видна в объективе, настройте вспышки. В съемочной зоне у вас не будет на это времени, возможно, что получится сделать только один кадр, поэтому хотелось бы, чтобы он вышел удачным.
Кроме прогнозирования своих возможностей попытайтесь предугадать поведение рыбы. Оцените, насколько она подвижна, пуглива. Старайтесь ограничивать движения, подплывая к подвижной рыбке. Такие виды как, к примеру, рыба-камень очень мало реагируют на поведение человека, хотя портить пейзаж, взмутив песок, все равно не стоит.
Выбор техники.
Фототехника для съемки рыб имеет свои особенности. Главной проблемой, наиболее частой у «мыльниц» является большая задержка между нажатием спусковой кнопки и реальной обработкой фотографии, во время которой ваша рыбка может и уплыть. У современных цифровых камер эта задержка сведена к минимуму или отсутствует, в SLR, к примеру, но при использовании более старых моделей фотограф может с таким столкнуться.
Также важное значение играет видоискатель, необходимый для выстраивания композиции, точной фокусировки. Современные боксы часто сконструированы так, что доступ к видоискателю более удобен, или присутствует видоискатель с увеличением, что особенно важно для фотографов с проблемами зрения. Кроме того, конечно, необходимо выбирать фототехнику, которая позволяет делать наибольшее число кадров, с хорошим временем заряда батарей.
Выбор дайверского снаряжения.
Снаряжение важно для любого дайвера, а для фотоохотника стоит обратить внимание на такие детали, как ласты и маска. Выбирая маску, покупайте модель с черной силиконовой обтюрацией по бокам, так как при фотографировании маска вы будете подносить к видоискателю, и необходимо не допустить проникновение света через обтюрацию, чтобы получить четкие снимки. Маски с прозрачным силиконом или окошками для периферического обзора фотографам не подойдут.
Приличные ласты необходимы фотографу для маневров, скорости, хорошо подходят ласты с одной лопастью и некоторые разрезные модели с тугими лопастями и полужесткими ребрами. Чтобы подобрать ласты, которые подходят персонально вам, необходимо опробовать различные модели. Фотографу не стоит забывать о комфорте, трудно сделать хорошие снимки, страдая от холода, поэтому позаботьтесь выбором подходящего гидрокостюма.
Чтобы суметь сделать хорошие снимки рыб необходимо быть прекрасным дайвером, опытным фотографом и, в какой-то мере, подводным зоологом. Совершенствуя свои навыки пловца и мастерство фотографа, выбирая подходящее снаряжение, изучая жизнь своих моделей, вы добьетесь успеха в этом интересном деле и сможете похвастаться отличными снимками.